rarelena (rarelena) wrote,
rarelena
rarelena

Category:

Узоры времени

Весной в Москве я побывала на двух интересных выставках: «Золотые века итальянского кружева» в Музее современной истории России и «Москва. Фабрики утопии» современного итальянского художника Алессандро Папетти в МУАРе. На первый взгляд, совершенно несходные и несравнимые предметы – образы погибшей индустриальной эпохи и элегантное, избыточно роскошное кружево, а на второй взгляд оказывается, что обе экспозиции демонстрируют ключевые символы сильных государств прошлого. Вязь времен и отражение политических принципов.

От картин Папетти у меня осталось физическое ощущение мощи развалившегося Союза. Я не берусь судить ни о каких политических или социальных аспектах СССР, но величие созданного жившими тогда людьми, пространство громад заводов, колоссальность мышления и видения, титанический и осмысленный труд, на который были способны люди, меня поразил. Вроде я и знала это, но забыла за мелкотой нынешней среды обитания, деловито снующей в позиционировании и продвижении чего-то-там. Пожалуй, простор советских производственных залов сравним по ощущениям с римскими масштабами. Да-да, имперское сознание и прочая, прочая. Это все понятно, но задумывали, строили и работали там люди, которые способны были создавать. И это самое главное.

И еще смутное ощущение остается от этих больших полотен, рисующих тихое угасание больших, когда-то полных жизни организмов, - течение реки времени. Это течение на некоторых картинах совершенно явственно выступает на передний план, почти уже смыв окружающие колонны и рельсы в небытие, а где-то об остановившемся времени сигналят неподвижные огромные валы и шестерни, упрямо, словно надеясь на что-то, выставившие свои когда-то надежные ребра. Удивительной печалью веет от этих гигантов.


Изображение 099 
1.
Изображение 101 
2.
Изображение 102 
3.
Изображение 105
4. 
Изображение 106
5. 
Изображение 109
 6.
Изображение 110
6. 
Изображение 112
7. 
Изображение 114
 8.
 
Изображение 116
 9.
Изображение 118
10. 
Изображение 120

 «Индустриальная археология» – одна из главных тем творчества Папетти. Изображая промышленные объекты прошлого века, художник передает осязаемую атмосферу полузаброшенных заводских помещений, которые, однако, хранят следы былой деятельности. Эффект усиливается еще и тем, что эти огромные площади как будто ждут переломного момента судьбы: скорее всего, в ближайшее время их постигнет полная реконструкция.


Выставка № 2 "Золотые века итальянского кружева"
 
Изображение 033 
Свадебное кружевное платье

Совершенно иным кажется кружевное наследие Венецианской республики. Если заводы и фабрики выражали мощь Союза, его напористость, масштаб, грубость бытия, то что лучше, чем многослойные и кажущиеся непрочными ажурные плетения, способно передать хитросплетения проницательных венецианцев? Вся игра светотени, крошечных петелек и тайных узелков, податливость водной глади и прочность скрученной нити – вот что такое кружево венецианской политики!

Искусство плетения кружева появилось в Италии в 16 веке, когда Венецианская республика стала терять свое могущество, а с ним и богатство. Кружева, способные украсить любой наряд, быстро привлекли внимание состоятельных модниц и модников, и деньги от кружев смогли пополнить истощающуюся венецианскую казну. Сложность изготовления кружев, требующее высокого мастерства и кропотливого труда, с самого начала придала кружевам оттенок аристократизма – позволить себе покупать ажурные изделия могли очень немногие, и наличие кружева в одежде свидетельствовало о высоком социальном статусе её владельца. Кружева спарывали с вышедших из моды нарядов и перемещали на новые платья, тщательно сохраняя драгоценное плетение. 

Изображение 035

Поначалу зародилось игольное кружево, которым стали украшать края одежды или белья. Узоры были незатейливые, геометрические, преимущественно повторявшие форму треугольного или овального бордюра. Немного позднее в Северной Италии зарождается и развивается коклюшечное, более мягкое кружево. Коклюшечное кружево иногда называют валиковым из-за подушечки, к которой крепились нити, переплетавшиеся парами с помощью коклюшек. Коклюшечный метод стал первой попыткой технологически упростить процесс плетения – вместо одной нити стали плести несколько прядей одновременно. В результате изделие, плетеное коклюшечным методом, казалось более пышным и легким по сравнению с плетеным игольчатым методом.

Изображение 031

Коклюшки

Изображение 028Коробочки для портовского метра.


Справка по кружеву

Кружево состоит из четырех тесно связанных между собой основ. Это орнамент, структура, техника и материал. В орнаменте наблюдается бесконечное многообразие форм — геометрические, стилизованные растительные и даже заимствованные из животного мира узоры. На кружевной орнамент сильное влияние оказывает техника, т. к. различные способы выработки кружева имеют свои специфические средства. По мере развития техники простые узоры на кружеве постепенно уступали место все более сложным, экзотическим или стилизованным цветам, сложному флореальному рисунку, повторяющимся сплетениям листьев и стеблей травы и даже фигуркам животных. Иногда разработку узоров поручали специальному художнику, но чаще кружевную вязь придумывала сама мастерица; существовали также книги с рекомендациями по кружевному орнаменту.

Структура кружева — это характер соединения нитей, от которого зависит впечатление рельефности кружева. Так, например, коклюшечное кружево считается нежным и легким за счет мягких контуров, и наоборот, шитое (игольчатое) кружево с его жесткими контурами является более грубым. В структуре всех видов кружев существует одна закономерность — закрепленность свободно расположенных элементов. Если оставить нескрепленными слишком большие промежутки, то стороны изделия непременно растянутся, а его середина провиснет. Способы решения этой проблемы могут быть разными: с помощью брид (тонкие, плетеные нити, соединяющие узор кружева) или фоновой сетки. Кружево, изготовленное с помощью сетки, называется открытым, а кружево, сплетенное без ее использования, — закрытым.

Технология — способ выработки кружева, а, следовательно, способ получения переплетения. Элементы переплетения различны и находятся в непосредственной зависимости от используемой технологии. Это петли, узлы, стежки и т. д. За каждым из этих названий кроется многообразие видов. Так, в плетении различается плетешок и полотнянка, стежки делятся на петельные и цепные, а петли — на лицевые, изнаночные и т. д.

Сырьем для кружева служат нити. Они различны по составу, цвету, способу получения и по толщине. Раньше одним из самых распространенных было льняное кружево. Для него выбирались льняные нити высокого качества. При изготовлении кружевных изделий также применялись хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые и металлизированные нити. Сейчас  широко используются синтетические нити.

Изображение 039
Кружево с бридочками

Вернемся к выставке. Хотя плетение на коклюшках упрощало процесс, оно не могло повторить  каждый тип игольного плетения, которое оставалось чрезвычайно популярным. Так, в начале 17 века в моду вошло игольное (игольчатое?) кружево, выполненное стежком punto Genova, изображавшее  геометрический узор, иногда архитектурные розы и сильно стилизованные цветы. К середине 17 века стежок punto Genova утратил популярность, и его вытеснили барочные завитки венецианских и французских кружев.

Изображение 043

Кружево по сетчатому фону

Вторая половина 17 века считается золотым веком венецианского игольного кружева, которое не только принесло Венеции богатство, но и выразило всю суть видения мира и культуры эпохи Барокко. До нас дошло большое количество кружевных изделий той эпохи: мягкие широкие пояса, кружевные вставки, накидки, воротники с длинными концами. Для кружева того времени были характерны прихотливо вьющиеся стебли растений с характерным S-образными изгибами и подробно изображенные фигурки из растительного и животного мира. Отошла в прошлое эпоха высоких прозрачных воротников, таких жестких и тесных, что они получили название воротников «Святого Иоанна обезглавленного». Теперь воротники и мужских, и женских платьев распахиваются, чтобы показать пышные кружева, складками ниспадающие на плечи. Одновременно возникают и развиваются две типологии кружев – плоское и рельефное. Кружево, выполненное «плоским стежком», кажется более современным, поскольку именно этот тип кружева будет продолжен в технике буранского стежка в конце 19 – начале 20 века. Благодаря плоскому венецианскому стежку можно было варьировать плотность изделия и создавать столь любимую венецианцами игру светотени - двойственность их натуры находила выражение даже в кружевах! Венецианское кружево «светотени» быстро составило конкуренцию более воздушному и легкому миланскому кружеву, созданному коклюшечным способом.

Изображение 045

Изображение 055
Венецианское кружево 17 века

Для изделий, выполненных венецианским стежком игольного кружева, характерными мотивами были рельефно выделенные барочные завитки цветов и растений. Крупный рельеф придавал кружеву почти скульптурную объемность, оно казалось выточенным из слоновой кости. Иногда рельефный эффект получали, вплетая вместе с основной нитью льняные ниточки и даже волосы. В результате кружево обретало необыкновенно богатый пышный вид, что не могло не привлечь внимания при дворе Людовика 14, Короля Солнца. На кружево при французском дворе тратились колоссальные средства, утекавшие из Франции и пополнявшие венецианскую казну. Такая расточительность побудила предприимчивого Кольбера пригласить кружевниц-венецианок во Францию и в 1665 г. основать Королевскую мануфактуру, где и зародилось более простое по сравнению с венецианским французское кружево.

Изображение 047

Изображение 061
Урощенное кружево во французском стиле

К концу 17 века изменение нравов общества и жестокая конкуренция со стороны французского кружева привели к отказу от рельефного кружева, выполненного венецианским стежком. Новый  стежок punto rosa или punto coralline привел к дальнейшей миниатюризации кружев эпохи Барокко. Узор представляет собой густое сплетение тонких стеблей растений, на которых располагаются мелкие соцветия, выделенные рельефом и многослойными инкрустациями в виде розочек. Все более плотный фон напоминал французскую сеточку. Французское влияние хорошо заметно и в большей симметрии узора и в использовании композиционной структуры «канделябр». Миниатюризация элементов узора свидетельствовала о все возрастающей искусности мастериц. В начале 19 века этот стежок превратился в «снежный стежок» с волшебным эффектом крохотных звездочек свежевыпавшего снега.  

Изображение 067
Венецианское кружево буранского стежка

Во второй половине 18 века венецианские кружевницы, пытаясь противостоять нарастающему господству коклюшечного кружева, созданного по французским и фламандским образцам, окончательно отказываются от рельефного узора и изобретают стежок punto Burano. Этот тип кружева выполняется очень тонкой нитью, узор состоит из длинных стеблей, стелющихся волнистыми линиями по горизонтали; на стеблях покоятся стилизованные головки цветов и экзотические соцветия. Весь узор захватывает студенистая сеточка фона, созданная из густых ячеек правильной формы.

Производство кружева сохранило свое значение и в 18 веке, хотя качество изделий существенно снизилось.В конце 19 -начале 20 вв., после открытия в 1871 г. новой школы под эгидой королевы Маргариты по изготовлению кружева, вновь заговорили о золотом периоде кружевоплетения. Флореальный узор, динамичные линии стиля Либерти, мягкие изгибы и абстрактные формы эстетизма конца 19 – начала 20 века находят свое отражение в этом типе кружева. Именно в это время произошло возвращение к ушедшим традициям и возрождению искусства ажурного плетения, в частности техники «стежок Бурано», - благодаря техническим новинкам точность и искусность новых кружев превосходило оригиналы.

Изображение 074

Образец современного кружева, выполненного на предприятии Арнальдо Капраи по новой технологии, позволяющей воспроизводить исторические кружева. 

Выставку кружев ХVI-ХХ вв. Арнальдо Капраи, демонстрирующую историю европейского кружева от эпохи Возрождения до эпохи Барокко, дополняли изображения кружев в живописи и акварели («Портрет неизвестной» Антониса Ван Дейка, живопись И.П.Аргунова, акварели В.И.Гау, К.Ф.Мельникова и Э.З.Генне). 

 
Изображение 077
Tags: выставки, кружево, маленькие музеи, материальная культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments