rarelena (rarelena) wrote,
rarelena
rarelena

Categories:

Аквилея

Аквилея — это маленький, сонный городок на севере Италии с населением 3503 человека. На самом деле, это самое сонное место из всех, где я когда-либо побывала: ощущение дремы и многовекового покоя заполняло все улицы и площади, слишком просторные для такого неактивного царства. Однако это только на первый взгляд.

Аквилея была основана в 181 до н.э. на реке Натисса, чтобы защищать северные границы империи. Первыми поселенцами стали 3000 солдат со своими семьями, к которым в 169 г. до н.э. присоединилось еще полторы тысячи человек. Стратегическое положение города, идеальное с точки зрения торговли и военного дела, привлекало окрестных жителей со всей Венетии. По римским традициям были проложены дороги, соединившие Аквилею с важными политическими и экономическими центрами империи, а в 89 г. до н.э. город стал муниципием, что позволило населению получить права римского гражданства и самоуправление. Неподалеку нашли золото, что способствовало еще большему притоку населения и инвестиций, развивалось земледелие и виноградорство, появились даже кирпичные заводы, Аквилея стала важным торговым и политическим центром.

В 168 г н.э. Марк Аврелий сделал Аквилею главным форпостом империи для защиты от варварских набегов с севера и востока, укрепив стены города. Население Аквилеи достигло отметки в 100 000, и город вступил в эпоху своего расцвета. В 4 веке Аквилея входила в десятку самых значительных городов Римской империи: здесь обитал цензор Венетии и Истрии, был открыт монетный двор, сюда частенько наведывался Константин. Диоклетиан возвел в Аквилее один из своих дворцов, который позднее служил резиденцией для императоров: город служил разменной монетой в их борьбе за власть. В 340 г. император Константин II погиб под стенами города с нежным именем, пытаясь его отбить у своего младшего брата Констанса (по другим сведениям, Константин только потерпел поражение у Аквилеи, а погиб неподалеку, в Червиньяно).

В  452 г. Аквилея, как и многие другие города Римской Империи, была разрушена войсками Аттилы, который захватил её после долгой осады; город был настолько разграблен, что позднее было сложно представить его размеры и великолепие. В разорение Аквилеи внесли свою лепту в 568 г. и лангобарды. Жители вынуждены бежать из практически уничтоженного города на острова: в Градо в 10 км от Аквилеи или в район нынешней Венеции (по некоторым данным, именно жители Аквилеи основали Венецию). Порт Аквилеи был уничтожен, и поэтому первостепенное значение получает порт в городке Градо.

Развитие Аквилеи с тех пор было связано с христианством — с 554 г. до 1751 г. Аквилея была центром аквилейского патриархата. Именно Аквилея стала центром распространения христианства в восточной Европе. Еще в 4 веке епископ Аквилеи получил титул архиепископа митрополичьего округа (или патриарха), а в 381 г. состоялся первый аквилейский собор против ариан, один из семи аквилейских соборов (381 г., 553 г., 579 г., 698 г., 1184 г., 1409 г., 1596 г).  В конце VI века, в 590 г., после очередного разорительного набега ломбардийцев, патриарх Аквилеи бежал в Градо, которому покровительствовала Византия, и основал там кафедру аквилейского патриархата. На тот момент аквилейский патриархат был единственным противником римских пап по вопросу разгоревшегося в церкви спора о «трех главах». Именно это противоречие и привело к распаду аквилейского патриархата на две части в 606 г., когда аквилейский патриах, обосновавшийся в Градо, примирился с Римом. Те, кто по-прежнему не соглашался с римским папой в трактовке второго константинопольского собора, избрали в Аквилее своего патриарха. Таким образом, сущестовало два центра аквилейского партиархата: Градо, пользовавшийся поддержкой Рима и Византии, впоследствие кафедра перенесена в Венецию, и Аквилея — под защитой ломбардийцев, которым было выгодно это разделение. Схизма завершилась в 699 г.

Неслучайно поэтому одним из наиболее примечательных мест Аквилеи является базилика, возведенная Патриархом Поппо в 1031 г. на месте церкви 9 века, разрушенной землетрясением и набегами венгров, и перестроенной патриархом Марквадом в 1379 г. в готическом стиле. Считается, что самым первым культовым зданием на этом месте стали «комнаты Теодора», названные по имени епископа, преобразовавшего римскую виллу эпохи Августа в место поклонения. «Комнаты Теодора» перестраивались и достраивались несколько раз, пока их полностью не разрушили ломбардийцы в 568 г.. Новая церковь в Аквилее была возведена только в 9 веке на деньги, выданные для этой цели Карлом Великим.


Соборная площадь с колокольней и восьмиугольным баптистерием

Романо-готическая базилика внутри производит впечатление совершенно языческое, главным образом благодаря светлому простору и мозачному полу, площадью более 700 м.кв. (одна из самых значительных напольных мозаик Европы).

Интерьеры базилики

Эти мозаичные полы - сохранившаяся мозаика южной комнаты Теодора начала 4 века, которую раскопали в 1909 г., удалив верхний каменный пол и обнажив фундамент колонн. Красота, яркость и качество мозаики просто поразительные:

Хорошо видна надпись с именем Теодора





Эта панель, посвященная жизни Иова, меня очень повеселила: стремление выловить всех рыб из морского океана началось задолго до нашего времени! Символика мозаик базилики на тему «Триумф жизни над смертью» характерна для начала 4 века и берет начало в образах эллинистических морских и сельских тем, мистическом символизме, культе Митры, популярного в тех местах, а также иконографии триумфа, принятой в Римской империи, и христианской иконографии катакомб. Ходить по мозаике нельзя, поэтому по периметру установлены стеклянные помосты, что только усиливает впечатление от мозаики и посещения базилики: ты словно плывешь по волнам времени, разделяющего прошлое и настоящее неосязаемым и непреодолимым потоком.



Помимо уникальных мозаичных полов внимание привлекает и апсида базилики с фресками 11 века и креслом патриарха Поппо. Фреска насколько старая, что фигуры утратили четкость границ и плавно перетекают одна в другую, создавая образ единого пространства. Размытость, нежность, какое-то тепло, исходящее от фресок, создают впечатление времени, проступающего на стенах. Каждый человек в свой срок оставит свой след на этих фресках, которые будут становиться все ярче и ярче...




Не менее роскошные и более четкие фрески в крипте Максентиана (12 век).



У выхода из базилики можно увидеть круглое сооружение с конусообразной крышей первой половины 11 века. Это копия гробницы Христа, оригинал которой располагается в церкви Воскресения в Иерусалиме.


На площади слева от базилики возвышается 73-х метровая колокольня, 11\12 века. Внутрь мы не стали забираться: 137 почти полуметровых ступенек, в темноте, с одноколейным движением показались слишком тяжкой епитимией. Хорошо, что о трудностях возможного подъема нас предупредили заранее, чего не бывает в Хорватии, где ты обнаруживаешь себя практически в воздухе, с очень шатким и полным отверстий пространством под ногами где-нибудь в середине подъема.


Перед колокольней волчица со своими знаменитыми питомцами. 


Неподалеку от базилики во время раскопок были обнаружены дома местной знати начала 4 века. Самые ценные мозаики были перенесены в археологический музей, а часть оставили, чтобы можно было любоваться не только безупречными пропорциями вилл, но и яркостью мозаик среди зеленой травы на фоне базилики и баптистерия.


Колокольня и базилика стоят на виа Сакра, священной улице, которая внесена в число
объектов всемирного наследия Юнеско (по ссылке можной выйти на сайт и совершить виртуальную прогулку по виа Сакра с обзором 360'). В конце улицы располагается порт Аквилеи, вернее, её бывший речной порт: тогда Натисса была достаточно полноводной рекой, чтобы позволить судам добираться до города. Набережные были облицованы истрским камнем, наиболее стойким к воздействию воды, и простирались на 300 метров. Восточная набережная была выше западной, поскольку набережные использовались в зависимости от высоты прилива. На берегах громоздились склады, а на месте нынешних кипарисов возвышались городские стены, которые прорезали трое ворот, ведущих в порт.



Как и каждый уважающий себя римский город, Аквилея располагала форумом, 2-3 век, 130 метров в длину и 70 в ширину.


Наискосок через дорогу от форума можно увидеть Большой мавзолей 1 века. На самом деле, мавзолей не принадлежал изначально Аквилее, а был собран в 1956 г. из фрагментов, найденных неподалеку.


Но самое ценное, что есть в этом городе с таким ласковым именем, за исключением мозаик и фресок базилики, собрано в местном археологическом музее, одном из лучших музеев артефактов древнего Рима в мире. Он был открыт в 1882 г. по указанию австрийского правительства, хотя начал функционировать в 1807 г., а первые коллекции собирались уже в конце 17 века. Находки коллекционеров и археологов, представленные в музее, повествуют о развитии и истории города. Здесь же представлены монеты с монетного двора Аквилеи, местное стекло, пользовавшееся популярностью в те времена, скульптуры, барельефы, погребальные урны, надгробные статуи, ну а главное сокровище сокрыто во дворах музея, где в специально построенных галереях и двориках размещены статуи и мозаики из вилл богатых патрициев Аквилеи.


Камеи и геммы из собрания музея. Вторая - из прибалтийского янтаря.


Монета с изображением римского императора Флавиуса Виктора, отлитая на монетном дворе Аквилеи


Барельеф Фортуна Аквилеи с рогом изобилия в руках. Внизу - скульптурное изображение реки, показывающее, что богатством город обязан торговле. 3 век н.э.


Известная мозаика: неубранный пол. 


Европа



На таких судах, но в более крепком исполнении, ходили моряки Аквилеи. 



Галерея с барелефами


Внутренний дворик


Галерея с мозаикой


Это мозаика, которая видна на задней стене галереи

Крытые галереи, тихие и прохладные, разворачивают одну мозаику за другой, ненавязчиво возвращая во времена римской империи, когда жарким летом римляне-аквилейцы прохаживались, небрежно завернувшись в тогу. От яркого солнца, млеющего во внутреннем дворике, в галереях светло, ветерок, искусно созданный анфиладами галерей и переходов, освежает, строгие линии и простота архитектуры дисциплинируют, а уравновешенная красота скульптур и мозаик побуждает к размышлению и беседам. И постепенно приходит понимание, почему римляне смогли создать свою великую империю: в таких условиях просто не могло появиться ничего иного...

Tags: Италия, маленькие музеи, мозаика, мои фото, фото-из-интернета
Subscribe

  • Узоры времени

    Весной в Москве я побывала на двух интересных выставках: «Золотые века итальянского кружева» в Музее современной истории России и…

  • Из фленты. Фотографии Нью-Йорка.

    Я так редко сейчас бываю в ЖЖ, поэтому хочется поделиться прекрасным. Открылись архивы Нью-Йорка. Виртуальная прогулка. Оболочка Манхэттенского…

  • Для любителей ПЛиО

    Драконий камень. Не могла устоять перед замком в виде дракона:)) ПЛиО - сага американская, но здесь я набрела на иллюстрации, демонстрирующие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments

  • Узоры времени

    Весной в Москве я побывала на двух интересных выставках: «Золотые века итальянского кружева» в Музее современной истории России и…

  • Из фленты. Фотографии Нью-Йорка.

    Я так редко сейчас бываю в ЖЖ, поэтому хочется поделиться прекрасным. Открылись архивы Нью-Йорка. Виртуальная прогулка. Оболочка Манхэттенского…

  • Для любителей ПЛиО

    Драконий камень. Не могла устоять перед замком в виде дракона:)) ПЛиО - сага американская, но здесь я набрела на иллюстрации, демонстрирующие…