Previous Entry Share Next Entry
Hardwick Hall
Я
rarelena
Я становлюсь истинным знатоком генеалогических древ в Англии! Тяжкая это наука, я вам скажу – я пока с большим трудом продираюсь сквозь дебри одного семейства, правда, большого и славного – Cavendish, но уже мне жаль всех, кто этим должен заниматься, и чувство неизмеримого и глубочайшего почтения охватывает меня при мысли о тех, кто бегло разбирается во всех мало-мальски знатых семействах Англии.
Hardwick Hall был построен на пустом месте за 8 лет (1690-1698) дамой в возрасте от 62 до 70 лет, где она и дожила до возраста 80 лет. Звали эту железную леди Бесс Хардвик. Она была дочерью мелкого дворянина-фермера, четыре раза выходила замуж, с каждым разом увеличивая свое богатство и знатность, родила 10 детей от 2 мужа, 6 из которых стали взрослыми, её четвертый муж надзирал за Марией шотландской, с которой она вместе вышивала, она была приближенной к Елизавете 1, ей муж купил и подарил Chatsworth, а сын выкупил Bolsover Castle, она считалась самой богатой и знатной в Англии после королевы.
Hardwick Hall стоит на холме, доминирующем над долиной и другими холмами, причем его видно издалека – там есть старый Hardwick Hall, от которого остались руины, очень живописные. В старом Hardwick Hall она и родилась и позднее стала его перестраивать, выкупив у разорившегося брата, и значительно его расширила и провела много экспериментов – довольно необычно видеть белые лепные фрески, неплохо сохранившиеся, сквозь окна разрушившегося, но законсервированного здания. А потом она, когда умер её последний муж, возвела новый Hardwick Hall. У нее был архитектор, но главной распорядительницей была она сама. Здание в то время считалось самым роскошным во всей Англии – оно небольшое, но очень компактное – две четырехэтажные башни по бокам и трехэтажный центр. Такая планировка отражала её представление об устройстве мира и как люди продвигаются в обществе: на первом этаже – челядь, низкое сословие, на втором – дворяне, где и были её личные покои, а на третьем – залы, оформленные для приемов и Елизаветы 1, буде ей захочется навестить Бесс (характерная в то время планировка немного отличалась – жили на третьем, а развлекались на втором).
В доме совершенно роскошная коллекция шпалер, причем эти шпалеры не заказывались специально для Бесс, а она их просто покупала, и она отличалась совершенно прекрасной деловой хваткой. Так, она купила уникальные шпалеры у наследников разорившегося канцлера Елизаветы – Хаттона – со скидкой в 5 фунтов – тогда это были совершенно бешенные деньги – поскольку те шпалеры были вытканы для него и там был его герб, который Бесс пришлось бы заменить, то есть потратиться. Но она и тут схитрила, она ничего не заменяла, а просто приказала пришить сверху её герб:-) Есть там и интереснейшие аппликации – её второй и любимейший сын (старший сын был ужасная транжира, чего Бесс не выносила, и несмотря на то что, что его считали «йоркширским жеребцом» (actually – stag, тут игра слов, потому что stag – часть герба Бесс), активно заселявшим Англию:-), детьми от жены он обзавестись не удосужился:-)) в период правления Генриха 6 отвечал за раскулачивание монастырей, и будучи верным сыном Бесс, натаскал домой много добра. Из различных тканей, одежды и так далее из монастрей его жена сшила, нашила, вышила потрясаюшие аппликации-шпалеры. Для дома вообще характерны «выступающие мотивы». Так же очевидно и то, что этот дом заказывала женщина – первое впечатление, что я в Polsden Lacy, оформленном на три века прежде другой дамой, но тут совсем другой масштаб. Так же следует отметить, что становятся понятными мотивы убранства в Bolsover Castle – сочетание тонко исписанных золотом дубовых панелей со шпалерами, белые потолки и камины - дворцы. Hardwick Hall – это тюдоровский дворец, прекрасно сохранившийся согласно переписи 1601 года, что большая редкость само по себе. Дело в том, что Кавендиши редко использовали его, поскольку они жили в Chatsworth неподалеку, а этот держали для дополнительных гостей:-) - почему нет, в конце концов:-)
Вы заходите в огромный холл, центральную часть которого отделяют от дверей колонны, темный дуб внизу, шпалеры наверху, герб Бесс и её портрет. Потом по лестнице, увешанной английскими шпалерами, обрезанными!, чтобы соответствовать лестничному пролету, вы поднимаетесь на второй этаж, который Бесс украсила в надежде, что Елизавета её навестит, но та уже была недостаточно молода для таких поездок. Когда вы поднимаетесь на второй этаж, то вы пытаетесь понять, чем же так пахнет знакомо и приятно, и при этом вами гложет чувство некоторого разочарования – все полы во дворце! выстланы огромными циновками. И только в огромном зале для приемов вы понимаете, что пахнет свежей соломой, из которой эти циновки сплетены. На самом деле, они сплетены не их соломы, а из тростника, и в те времена это было очень модно и чрезвычайно дорого – даже в самых богатых домах на пол сыпали песок или солому, а циновки из тростника говорили о баснословном богатстве их обладателя. Зал для приемов – размером с белый тронный зал в Эрмитаже, если не больше. Стены до середины увешаны шпалерами, а от середины и до восьмиметрового потолка – лепной фриз на тему охотницы девственницы Дианы, с которой любила себя сравнивать Елизавета 1. Краски – подлиные тюдоровские, работа – совершенно феноменальная. Говорят, больше такого нигде нет – в Англии я, по крайней мере, не видела. Такое ощущение, что вы в лесу на охоте, что усиливает роскошный вид из окна на холмы, поросшие лесом. В дальнем конце комнаты стоит балдахин с двуми креслами, над камином – герб Елизаветы, куда Бесс не побоялась инкорпорировать свой собственный герб! Вообще это надо себе представить – оформить три комнаты для того, чтобы принимать монарха!
Параллельно залу идет длинная галерея, вторая по длине в Англии, украшенная шпалерами, увешанная портретами её родственников и королевы. Окна (честно говоря, это не окна, а стеклянные стены размерами 5 на 3, если не больше) выходят на другую сторону парка, не холмистую. Они здесь гуляли в плохую погоду, сидели у каминов, вышивали в двух ответвлениях от галерии, изучали свою историю, дети играли и бегали.
Бессмысленно описывать гостевые спальни, гостинные, столовую – разве что столовая для конца 17 в кажется совершенно огромной, а чтобы было светлее, канделябры для свечей были сделаны таким образом, что за свечой к стене крепилось два позолоченных большого диаметра блюда, чтобы пламя отражалось. Потолки все абсолюно белые – чтобы не отвлекать внимание от созерцания других богатств. Вообще они были более сконцентрированные люди, чем мы, и лишних вещей не любили. Стоит отметить отсутствие библиотеки, единственный дом, кстати, где я побывала. Еще одна вещь, которая меня всегда поражает, - это отсутствие грани между улицей и домом. У нас в России эта грань есть всегда – завалинка, фундамент, крылечко, коридор в квартире. Здесь этого нет – у самой стены старого Hardwick Hall – зеленая трава, в доме, где я живу – я переступаю порог с тротуара, и я в гостинной. При этом в роскошной спальне есть окошко, которое ведет в коридор:-) Сплошная Англия, короче.
Не доезжая до дома, есть мельница, все так ладно подогнано.

?

Log in

No account? Create an account